В последние годы дизайнеры все чаще обращаются к художественному наследию нашей страны – вдохновляются древнерусским и советским искусством, переосмысляют народные промыслы, в типографике работают с кириллицей вместо привычных надписей на английском. Смотрим, как это развивается.
Древнерусское искусство
Многие современные дизайнеры и художники черпают вдохновение в древнерусской архитектуре и иконописи, рельефах и орнаментах. Это характерно и для общественных пространств, и для частных интерьеров, и для предметного дизайна. Среди ярких примеров можно отметить ставшую культовой кофейню «Антипа» при Храме святого Антипы в Москве, напротив ГМИИ имени Пушкина, или гостиничный комплекс на Кудыкиной горе в Липецкой области – и таких примеров становится все больше.





Усадебный быт
Этот стиль в основном выбирают для загородных проектов – дач, частных и гостевых домов, бутик-отелей. Кажется, несколько лет назад тренд задали гостевые дома «Софи» в Плесе и O’27 Silvuplé в Ростове, а за ними подтянулись и остальные. Архивные обои, антикварная мебель, изразцы, дорогие ткани и кружево, галерейная развеска живописи, особое внимание столовой группе и сервировке – вот основные признаки этой тенденции. Дальше – больше: дизайнеры, культурные фонды и инвесторы уже не просто воспроизводят усадебную эстетику в своих проектах, а берутся за настоящие усадьбы – как, например, дизайнер Надя Ягофарова (Зотова), которая занимается реконструкцией усадебного комплекса графов Строгановых в Волышево.





Советское прошлое
Стиль mid century modern уже много лет царит в интерьерном дизайне, но если раньше дизайнеры вдохновлялись в первую очередь европейскими модернистами, то теперь подобные проекты обретают родные очертания. Эстетика панелек, ковры на стенах и мебель на тонких ножках уже не кажутся такими архаичным, и вызывают не отторжение, а скорее живое любопытство. В интерьере появляется бытовая техника в стиле ретро, а советские кресла-циркули обивают актуальными тканями типа букле.



Предметный дизайн
Дизайнеры обыгрывают в своих работах узнаваемые символы русского культурного кода –коробку с содой или банку со сгущенкой в виде сумок, украшений или мебели, северных деревянных коней в домашней утвари и текстиле, а в качестве принтов уже выбирают не New York City, а надписи на кириллице. «Русскость» обыгрывается и в названиях – вспомним петербургскую фабрику Eburet или концепт-стор «Палаты». Предприятия народных промыслов не отстают – фабрика лаковой миниатюры Федоскино представила неожиданную коллаборацию с компьютерной игрой Atomic Heart, а «Хохлома» пригласила Алену Ахмадуллину на роль креативного директора.




